Пресс-служба правительства «Грузинской мечты» 3 февраля сообщила, что с 1 апреля 2025 года Бюро публичной службы прекратит свое существование как юридическое лицо публичного права. В сообщении говорится, что правительство приняло такое решение «в целях рационализации управления и оптимизации расходов». Однако сотрудники бюро раскритиковали этот шаг и предположили, что ликвидация направлена на подавление инакомыслия на публичной службе.
По заявлению правительства «Грузинской мечты», в результате поправок к Закону «О публичной службе» Бюро публичной службы Грузии утратило многие свои функции. К ним относятся функции контроля деклараций должностных лиц, а также этики и добросовестности на публичной службе, которые переданы в сферу регулирования Антикоррупционного бюро. «Соответственно, учитывая, что Бюро публичной службы больше не выполняет и трети своих первоначальных функций, его существование в форме юридического лица публичного права является нецелесообразным», — говорится в пресс-релизе правительства.
«На данном этапе функции Бюро публичной службы по сути ограничиваются работой по реформе публичного администрирования, которая осуществляется в тесном сотрудничестве с профильным департаментом Администрации правительства, и публикацией информации о конкурсах на замещение вакантных должностей на публичной службе, «что в значительной степени является технической функцией», — говорится в пресс-релизе.
Согласно той же информации, функции, оставшиеся в компетенции Бюро, будут осуществляться соответствующими департаментами Администрации правительства.
Бюро публичной службы было создано в 2004 году. Его деятельность была связана с «реализацией единой государственной политики в сфере публичной службы, направленной на организацию публичной службы в соответствии с ценностями Евросоюза и принципами публичного управления».
Реакция сотрудников о ликвидации
Сотрудница бюро Нино Цухишвили написала в своем посте в Facebook, что сотрудники проинформированы о том, что бюро планируется ликвидировать к 1 апреля 2025 года. По ее словам, более 10 лет бюро «служит созданию профессиональной, политически нейтральной, добросовестной и ответственной публичной службы, что было одним из предпосылок интеграции Грузии в Евросоюз».
Цухишвили также напомнила о совместной петиции, подписанной некоторыми сотрудниками бюро в ноябре 2024 года в ответ на поправки в закон «О публичной службе», которые, по ее словам, носят репрессивный характер. По ее словам, за этими изменениями последовало увольнение публичных служащих, выступивших против изменений.
«Мы, сотрудники Бюро публичной службы, считаем, что ликвидация бюро является частью этого процесса и служит подавлению критического мнения в сфере публичной службы», — пишет Цухишвили.
14 декабря 2024 года 15 сотрудников бюро выступили с заявлением, в котором раскритиковали поправки в Закон «О публичной службе», инициированные «Грузинской мечтой». Сотрудники утверждали, что изменения подрывают цели реформы публичной службы, в частности, создание стабильной, профессиональной и политически нейтральной публичной службы. «Поправки в закон полностью противоречат декларируемому духу реформы публичной службы и Закону Грузии «О публичной службе», ухудшают правовое положение публичных служащих и ставят под угрозу существование правовых гарантий защиты прав», — говорится в заявлении. Местные НПО, в том числе Ассоциация молодых юристов Грузии и Центр социальной справедливости, оценили закон как репрессивный и ведущий к демократическому регрессу.
В ответ на критику со стороны публичного служащего премьер-министр «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе заявил 3 декабря, что на публичной службе идет «процесс самоочищения». По его словам, «иностранные агенты и их хозяева использовали последние оставшиеся у них ресурсы, включая ресурсы, имеющиеся на публичной службе, но вы видите, что даже эти ресурсы им не пригодились для успеха «Нацмайдана».
Обеспокоенность по поводу растущей власти Антикоррупционного бюро
Антикоррупционное бюро, которое будет осуществлять полномочия Бюро публичной службы, подверглось критике со стороны местных организаций гражданского общества и международных организаций за то, что оно используется правящей партией в политических целях и не является независимым. В своем заключении от декабря 2023 года Венецианская комиссия подчеркивает тот факт, что полномочия по назначению и увольнению главы бюро в значительной степени находятся в руках премьер-министра, и считает это «особенно проблематичным».
Наблюдатели от Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и глава Миссии наблюдателей выразили 1 октября 2024 года «глубокую обеспокоенность» тем, что «Международная прозрачность – Грузия» была вынуждена приостановить наблюдение за выборами после того, как Антикоррупционное бюро и ее исполнительный директор Эка Гигаури были объявлены субъектами с избирательными целями.
По теме:
- 30/12/2024 – Михаил Кавелашвили подписал репрессивные законы
- 13/09/2024 – Антикоррупционное бюро получило доступ к банковской информации движения «Выбирай Европу»
Источник: civil.ge