В знак солидарности с директором «Батумелеби»/«Нетгазети» Мзией Амаглобели, которая в настоящее время находится в предварительном заключении, на фоне продолжающихся протестов по всей Грузии, Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ) заявляет, что тюремное заключение и уголовное преследование Амаглобели «незаконны и представляют собой политические репрессии».
АМЮГ приводит доказательства политических преследований:
Произвольное административное задержание
По заявлению АМЮГ, расклеивание стикеров, за которым изначально последовало задержание Мзии Амаглобели вечером 11 января, не является правовым нарушением. Организация подчеркнула, что «расклеивание протестного стикера, удаление которого не требует особых усилий или ресурсов, не является правовым нарушением. Даже если данное действие признано искажением внешнего вида предмета, сотрудник МВД не имеет полномочий задерживать человека за это действие». АМЮГ отмечает, что для обоснования произвольного задержания полицией был составлен протокол о задержании по статье 173 Кодекса об административных правонарушениях, однако «до этого времени не составлен ни протокол об административном правонарушении, и суд не подтвердил факт совершения правонарушения».
Незаконные уголовные обвинения
В АМЮГ заявили, что представленная начальником Батумского городского управления полиции Ираклием Дгебуадзе информация не подтверждает квалификацию статьи 3531 (нападение на сотрудника полиции) Уголовного кодекса. Для квалификации деяния по данной статье необходимо наличие ключевых обстоятельств, характерных для данной статьи, таких как нападение как акт особого насилия; Осуществление нападения с прямым умыслом; При этом цель нападения должна быть связана с исполнением сотрудником полиции своих служебных обязанностей. Однако ни одно из этих обстоятельств не прослеживается в деле об аресте Амаглобели 12 января, когда ей было предъявлено обвинение в нападении на сотрудника полиции.
«Действия Мзии Амаглобели не могли даже причинить физическую боль, что исключает уголовную ответственность не только по этой статье, но и по другим, более мягким статьям Уголовного кодекса», — утверждает АМЮГ, — «Таким образом, уголовные обвинения против Мзии Амаглобели принимают форму запугивания и политических репрессий».
Процессуальные нарушения
АМЮГ также подчеркивает нарушение презумпции невиновности в данном деле, поскольку «суд использовал в отношении Мзии Амаглобели факт административного задержания и возможного совершения преступления, не поставив вопроса о законности задержания или факта совершения преступления. Тем самым судья нарушил презумпцию невиновности Мзии Амаглобели и проявил явную предвзятость в пользу обвинения».
В деле также возникли опасения относительно процессуальных нарушений: Ассоциация молодых юристов заявила, что имело место нарушение процессуальных сроков, поскольку Батумский городской суд был обязан немедленно обеспечить направление жалобы в Кутаисский апелляционный суд по получении, однако это безусловное требование законодательства не было выполнено. Суд отложил отправку жалобы на 4 дня.
Ненадлежащее обращение с Амаглобели
АМЮГ также обращает внимание на обвинения в ненадлежащем обращении. После второго задержания, перед тем как доставить ее в здание полиции, Дгебуадзе несколько раз оскорбил ее во дворе и пригрозил возбуждением уголовного дела.
По информации Амаглобели, во время задержания Дгебуадзе плюнул ей в лицо и попытался применить к ней физическую силу, но другие сотрудники полиции остановили его. «Кроме того, в соответствии с его приказом, Мзии Амаглобели в течение определенного периода времени не была предоставлена возможность пить воду и удовлетворять другие основные потребности», — говорится в заявлении АМЮГ. Мзия Амаглобели периодически просила связаться со своими адвокатами, однако ее просьбы игнорировались.
Незаконное применение задержания
Организация заявила, что решение суда приговорить Амаглобели к тюремному заключению было «необоснованным» и основано на «абстрактной и гипотетической позиции обвинения относительно риска совершения новых преступлений и уничтожения доказательств». И обвинение, и суд проигнорировали требование Уголовно-процессуального кодекса Грузии о том, что лишение свободы должно применяться только в крайних случаях и что предпочтение всегда следует отдавать альтернативной мере пресечения.
«Несмотря на то, что никаких предпосылок для применения меры пресечения не было, адвокаты Мзии Амаглобели предложили суду применить в качестве альтернативы заключению под стражу более мягкую меру пресечения — освобождение под залог». Однако судья безоговорочно удовлетворил ходатайство прокурора. Суд использовал в отношении Мзии Амаглобели факт административного задержания и возможного совершения правонарушения, не ставя под вопрос законность задержания и факт совершения правонарушения. «Тем самым судья нарушил презумпцию невиновности Мзии Амаглобели и проявил явную предвзятость в пользу обвинения», — заявляет АМЮГ.
Бездействие Специальной следственной службы по факту ненадлежащего обращения
12 января Специальная следственная служба получила уведомление о ненадлежащем обращении с Амаглобели, что является достаточным основанием для начала расследования. Однако вместо того, чтобы начать расследование, Специальная следственная служба начала процесс т.н. «дознания». По данным АМЮГ, начался процесс «расследования», который не является процессуальным действием. 15 января Мзия Амаглобели предоставила подробную информацию о ненадлежащем обращении следователю Специальной следственной службы. Служба подтвердила начало расследования только 20 января, после того, как АМЮГ подала официальное заявление. На данный момент Специальная следственная служба не предоставила Мзии Амаглобели статус потерпевшей, сообщает АМЮГ.
Материал будет обновляться…
По теме:
- 14/01/2025 – Батумский городской суд приговорил основателя «Батумелеби» Мзию Амаглобели к предварительному заключению
- 12/01/2025 – Основатель газеты «Батумелеби» находится под следствием по уголовным обвинениям
Источник: civil.ge