Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ) раскритиковала уголовные обвинения, выдвинутые против представителей оппозиции за неявку в парламентскую комиссию «Грузинской мечты», и поставила под сомнение легитимность и деятельность комиссии. Речь идет о недавнем уголовном преследовании нескольких представителей оппозиции и предварительном заключении бывшего министра обороны Ираклия Окруашвили. АМЮГ считает, что уголовное преследование лиц за неявку в следственную комиссию «Грузинской мечты» несовместимо с законодательством Грузии.
АМЮГ ставит под сомнение легитимность комиссии
Организация отметила, что «деятельность комиссии проблематична по ряду направлений, что, по сути, ставит под вопрос ее легитимность, особенно когда под вопросом находится легитимность всего законодательного органа». Организация высказала предположение, что целью деятельности комиссии является не проведение реального расследования преступлений, совершенных лицами государственно должности, а «маргинализация конкретных политических партий и подготовка соответствующей правовой и политической базы для их запрета, о чем открыто говорят лидеры «Грузинской мечты».
АМЮГ отметила, что в пояснительной записке о комиссии не отражены требования, регламентированные Регламентом парламента. В пояснительной записке не была предоставлена полная информация о том, какие конкретно вопросы будут расследоваться и почему, а также кто будет опрошен и какие документы будут изучены на слушаниях.
АМЮГ также отмечает, что действующая следственная комиссия состоит только из парламентского большинства и т.н. «оппозиционных» групп, отделенных от нее, но прошедших в парламент по избирательному списку «Грузинской мечты». «Соответственно, их присутствие в комиссии не может восприниматься как реальное участие оппозиции и носит скорее формальный характер», — утверждает АМЮГ.
Неявка в Комиссию и правовые последствия
АМЮГ также раскритиковала решение комиссии передать дела в прокуратуру за неявку после того, как несколько лидеров оппозиции отказались явиться в комиссию. АМЮГ считает, что неявка на комиссию не может считаться уголовным преступлением.
Хотя грузинское законодательство и предусматривает как административную (статья 1773), так и уголовную (статья 349) ответственность за невыполнение требований следственной комиссии, Ассоциация молодых юристов Грузии заявляет, что в случаях правовой неопределенности должна применяться норма, которая в меньшей степени ограничивает индивидуальную свободу (In dubio pro libertate).
По заявлению Ассоциации молодых юристов Украины, преступление, предусмотренное статьей 349 УК Грузии, относится к категории менее тяжких преступлений, за которые максимальное наказание составляет лишение свободы на срок до одного года. «Состав деяний и предусмотренное за их совершение наказание свидетельствуют о том, что указанное деяние не является общественно опасным деянием, что обусловливает необходимость более широкого распространения уголовного законодательства в отношении лица, совершившего его», — заявляет АМЮГ.
По мнению организации, эти обвинения ставят под сомнение легитимность комиссии, «особенно с учетом того, что прокуратура Грузии на протяжении месяцев игнорирует реальные общественные интересы и не возбуждает уголовных дел в отношении лиц, причастных к организованным преступлениям, связанным с пытками».
Замена залога тюремным заключением: политические мотивы
АМЮГ подвергла критике решение Тбилисского городского суда от 14 мая о замене залога для Ираклия Окруашвили тюремным заключением. Окруашвили, бывший министр обороны в правительстве «Единого национального движения», а ныне оппозиционер, входит в число обвиняемых по статье 349 за неявку в комиссию.
АМЮГ подчеркнула, что Ираклий Окруашвили предстал перед судом как на первом судебном заседании, так и на предварительном слушании, где выразил четкую позицию о том, что не намерен нарушать условия избранной в качестве меры пресечения залога. Тем не менее, обвинение потребовало заменить существующий залог в размере 20 000 лари тюремным заключением. Хотя формально прокуроры имеют право требовать более строгих мер, АМЮГ подчеркнула, что такие решения должны основываться на принципах соразмерности и правовой предсказуемости.
«В указанном случае технически строгий подход прокуратуры, лишенный какого-либо предметного понимания, еще раз свидетельствует о том, что прокуратура действует исходя из политически мотивированного интереса наказать человека», — отмечают в организации.
Лидеры коалиции «За перемены» Ника Мелия, Ника Гварамия и Зураб Гирчи Джапаридзе; Мамука Хазарадзе и Бадри Джапаридзе от коалиции «Сильная Грузия»; а также члены «Единства — Национального движения» Гиви Таргамадзе и Георгий Вашадзе отказались явиться в комиссию, а некоторые даже отказались платить залог, сославшись на нелегитимность парламента «Грузинской мечты» и его следственной комиссии.
Перед комиссией дал показания только лидер оппозиционной партии «За Грузию» и бывший премьер-министр «Грузинской мечты» (2019-2021) Георгий Гахария.
По теме:
- 15/05/2025 – Саломе Зурабишвили: «Грузинская мечта» начала новую волну репрессий против политиков
- 28/04/2025 – К комиссии Цулукиани присоединился Ираклий Кадагишвили
- 11/03/2025 – Внесенными поправками следственной комиссии, расследующей деятельность ЕНД, предоставлено право ходатайствовать о начале расследования на любой стадии
- 14/02/2025 – Теа Цулукиани возглавила комиссию по расследованию деятельности властей «Национального движения»
- 07/02/2025 – В Парламенте «Грузинской мечты» укомплектована следственная комиссия для расследования деятельности властей «Национального движения»
Источник: civil.ge