Служба государственной безопасности Грузии (СГБ) опубликовала свой годовой доклад за 2024 год, согласно которому результаты парламентских и президентских выборов, состоявшихся в прошлом году в нескольких десятках стран мира, «заложили основу для изменения глобальной геополитической повестки дня» и «значительно облегчили возможности для стран, приверженных защите традиционных ценностей и норм, по реализации национальной политики». Главной угрозой в прошлом году была оккупация Россией Абхазии и Цхинвальского региона. Значительная часть доклада посвящена вопросу попыток внешних и внутренних акторов подорвать политические и экономические процессы в Грузии, включая предполагаемую попытку государственного переворота и предполагаемую запланированную «ликвидацию» представителей правящей партии. В докладе основное внимание уделяется дезинформации из «некоторых западных стран».
В докладе говорится, что на фоне непредсказуемых мировых геополитических процессов уровень угроз для Грузии оставался стабильным, а в некоторых случаях даже возрос. Служба безопасности подчеркнула, что иностранные разведывательные службы, а также внутренние и внешние акторы пытаются вмешаться в политические и экономические процессы в Грузии посредством т.н. использования инструментов гибридной войны. «Были попытки сменить власть насильственным путем», — говорится в докладе.
Согласно документу, активно применялись дезинформационные и пропагандистские кампании, в которых были задействованы и представители некоторых западных стран.
СГБ утверждает, что в отчетный период «также стало ясно, что одним из приоритетных направлений деятельности иностранных сил является активизация работы с молодежной частью Грузии, целью которой является попытка сформировать новое поколение, лояльное зарубежным странам и близкое к их национальным/общественным ценностям».
Оккупированные территории
В докладе говорится, что оккупация Россией регионов Грузии Абхазии и Цхинвальского региона продолжает представлять самую серьезную угрозу национальной безопасности и «активно используется как инструмент гибридной войны для проведения деструктивной политики против Грузии».
Российские военные базы, расположенные на оккупированных территориях, осуществляли незаконную деятельность. Были проведены десятки учений, в которых приняли участие подразделения российского спецназа. Также продолжались незаконные аресты и т.н. бордеризация.
«Российская Федерация активно проводила процессы, направленные на русификацию и последующую аннексию оккупированных территорий Грузии», — говорится в докладе.
В докладе рассматриваются попытки России посягательства на территорию и приводятся в качестве примера незаконная передача России т.н. госдач в Бичвинта, т.н. «Закон об апартаментах», т.н. «Закон об инвестициях», предоставление льготного режима российскому бизнесу, попытки достичь соглашения о сотрудничестве полиции между Сухуми и Москвой, восстановление аэропорта Сухуми, продолжающиеся строительные работы на российской базе в Очамчирском районе.
Согласно документу, в рамках своей политики аннексии Россия проводила политику «русификации» оккупированных регионов Грузии и использовала для этой цели различные образовательные проекты. «Особую активность проявили созданные Российским университетом в оккупированных Гальском и Ахалгорском районах центры «Открытого образования». В рамках проекта учителя и школьники прошли переподготовку по русскому языку и другим предметам», — говорится в докладе, согласно которому «в оккупированных регионах Грузии фиксируются попытки создания/усиления «образа врага» в лице этнических грузин».
Что касается Цхинвальского региона, в докладе приводятся примеры экономической экспансии России, в том числе получение там лицензии для работы инвестиционного банка «Алания», а также подписание и вступление в силу т.н. соглашения о развитии военно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и оккупированным Цхинвальским регионом.
Согласно докладу, особо примечательным является начало работ по разведке нефти в оккупированном поселке Громи при участии российской компании «Стройпрогресс».
Что касается экономической зависимости, в документе указано, что в 2024 году т.н. бюджет оккупированного Цхинвальского региона составил около 87,8 млн долларов США, из которых около 79,5% — российский транш. Т.н. бюджет оккупированной Абхазии был определен в размере 155,4 млн долларов США, из которых около 23,5% представляли собой финансовую помощь от Российской Федерации.
В 2024 году вблизи линии оккупации Цхинвали были незаконно задержаны 36 граждан Грузии, а вблизи линии оккупации Абхазии — 37. По состоянию на конец 2024 года в незаконном заключении находилось одиннадцать граждан.
Служба безопасности также заявила, что оккупация сделала невозможным надлежащее расследование убийств граждан Грузии Тамаза Гинтури и Виталия (Темура) Карбаия оккупационными силами в 2023 году. В докладе говорится, что подобные случаи способствуют созданию обстановки безнаказанности и поощряют преступную практику на оккупированных территориях.
Незаконная «бордеризация» продолжалась в течение года, в том числе было зафиксировано 45 случаев в Цхинвальском регионе и один в Абхазии. Согласно документу, свобода передвижения по-прежнему ограничена.
В докладе подчеркивается, что в обоих оккупированных регионах преднамеренно реализуется политика дискриминации в отношении этнических грузин, которая усугубляется тем фактом, что международные правозащитные организации не могут въехать и/или полноценно действовать на оккупированных территориях Грузии.
Государственная безопасность и контрразведка
Согласно докладу, война в Украине вызвала серьезный геополитический кризис в регионе, в том числе в Грузии, поскольку она существенно ухудшила обстановку безопасности в регионе и создала сложные проблемы.
С точки зрения государственной безопасности в докладе отмечается, что действия определенных групп лиц «руководились при финансовой поддержке иностранных государств лидерами определенных парламентских и непарламентских политических партий и главами неправительственных организаций». Они планировали гражданские беспорядки и дестабилизацию обстановки под разными предлогами, но конечной целью была смена власти насильственным путем.
«В разное время в преступные планы активно вовлекались граждане Грузии, проживающие за пределами страны, в частности, определенная часть грузин, воюющих в Украине, которые заявляли о готовности приехать в Грузию и принять активное участие в планируемом насилии в отношении полиции, что привело бы к крайнему обострению ситуации. Среди них были и планы по устранению должностных лиц правящей силы», — говорится в докладе.
«Для повышения интенсивности и радикальности протестов планировалось спровоцировать сотрудников правоохранительных органов на столкновение с демонстрантами, что привело бы к жертвам», — заявляет СГБ.
По ее заявлению, протестующие планировали сорвать президентские выборы, назначенные на 14 декабря 2024 года.
Согласно докладу, среди основных целей были сотрудники правоохранительных органов, а организаторы протестов использовали методы и тактику, связанные с «цветными революциями», которые в конечном итоге «направлены на создание ощущения краха государственных структур».
В докладе также говорится, что в 2024 году «иностранные спецслужбы пытались активно использовать действующие в стране религиозные организации» для вовлечения представителей религиозных организаций в текущие политические процессы в Грузии.
Согласно документу, иностранные разведки пытались оказать экономическое влияние на Грузию, а Служба безопасности «уделяла особое внимание выявлению экономических и бизнес-проектов, которые могли быть использованы соответствующими службами иностранных государств для получения рычагов экономического влияния на Грузию».
СГБ также сообщает, что в результате принятых мер было выявлено, что некая организация или лицо, действующее за рубежом и в Грузии с националистической и сепаратистской идеологией, публично и преднамеренно делало антигрузинские и националистические заявления, а также занималось дезинформационной кампанией относительно исторических событий, права собственности на памятники культурного наследия и культовые сооружения.
В докладе также отмечается, что «неправительственный сектор, научные и экспертные группы, образовательные организации, отдельные лица и группы лиц, лояльные к той или иной стране, представляют собой уязвимый сегмент по отношению к иностранным спецслужбам».
Кроме того, Служба государственной безопасности заявила, что ею выявлены попытки иностранных спецслужб установить активные связи с различными политическими силами и их лидерами в целях реализации интересов иностранных государств. Служба утверждает, что целями были журналисты, частные компании, диаспорские организации и иностранные граждане, проживающие в Грузии.
В докладе также рассматриваются случаи, когда иностранные граждане пытались получить вид на жительство или статус беженца в Грузии посредством фиктивных браков, поддельных трудовых договоров, студенческих виз или другими способами.
В Службе государственной безопасности заявили, что меры безопасности в сфере миграции остаются приоритетными, и в этой связи подчеркнули необходимость активизации усилий по усилению охраны государственной границы и ужесточению процедур обороны.
Дезинформация и пропаганда
В 2024 году инструментами гибридной войны были мягкая сила, тайные операции, информационные кампании, кибератаки и использование искусственного интеллекта.
Согласно отчету, «главной целью кампании, проводимой различными силами в рамках информационной войны, было нанесение ущерба партнерским отношениям Грузии со стратегическими союзниками, воспрепятствование процессу интеграции в европейские структуры, дискредитация имиджа Грузии как страны, носящей демократические и западные ценности, усиление общественного недоверия и недовольства государственными институтами, повышение уровня поляризации в обществе».
По данным СГБ, эти информационные кампании осуществлялись лицами или группами, связанными со спецслужбами иностранных государств, а также представителями международных или региональных структур. Согласно докладу, «результаты дезинформационной кампании, проведенной отдельными западными странами и институтами в отчетный период, показали, что в отличие от предыдущих лет такой подход существенно облегчил ведение эффективной антизападной пропаганды в стране спецслужбами отдельных стран».
В документе также говорится: «В отчетный период были выявлены отдельные средства массовой информации и журналисты, которые по заданию и при финансировании иностранных спецслужб или аффилированных с ними лиц, государственных или неправительственных организаций реализовывали на территории Грузии проекты, отвечавшие интересам конкретных стран».
Что касается мягкой силы и тайных операций, то в докладе говорится, что иностранные спецслужбы активно использовали тайные операции и инструменты т.н. мягкой силы для осуществления различных видов разведывательной деятельности и преследования собственных интересов. «С этой целью при финансировании и организации зарубежных политических сил, государственных учреждений, отдельных фондов, неправительственных организаций различного профиля, исследовательских центров проводились конференции, семинары, тренинги, медиафорумы, гуманитарные, образовательные, культурные и развлекательно-познавательные проекты».
СГБ отметила, что в ходе контрразведывательных операций было выявлено, что основной целью иностранного влияния является грузинская молодежь — тема, неоднократно поднимаемая в докладе и соответствующая концепции «Грузинской мечты».
Кибератаки на критически важную информационную инфраструктуру Грузии также были названы основными проблемами безопасности в 2024 году.
Согласно документу, «В отчетный период в результате оперативных мероприятий, проведенных Службой государственной безопасности, было выявлено, что группы, связанные с политическими кругами, планировали в дни, предшествующие предстоящим парламентским выборам в Грузии, распространить фальсифицированные видео- и аудиозаписи, созданные с использованием искусственного интеллекта и других современных технологий».
Борьба с терроризмом
По данным СГБ, угрозы и вызовы, связанные с терроризмом, в 2024 году остались неизменными. К ним относятся возможное возвращение граждан Грузии, в настоящее время воюющих на стороне ИГИЛ и Аль-Каиды в Сирии и Ираке, проникновение международных террористов и возможное использование территории Грузии террористическими организациями в транзитных целях, попытки финансирования террористических организаций из Грузии, а также возможная вербовка граждан Грузии террористическими организациями.
В докладе говорится, что в течение года в Грузии не произошло ни одного террористического акта. В документе также говорится, что возможности финансирования терроризма в Грузии значительно сократились.
Борьба с коррупцией
В 2024 году Антикоррупционное агентство Службы госбезопасности инициировало расследование 23 уголовных дел и привлекло к ответственности в качестве обвиняемых 39 лиц за совершение таких преступных деяний, как получение взятки, дача взятки, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий и другие.
По теме:
- 21/04/2024 – Служба госбезопасности Грузии опубликовала отчет за 2023 год
- 07/07/2023 – Служба госбезопасности Грузии опубликовала отчет за 2022 год
- 18/04/2022 – СГБ Грузии опубликовала отчет за 2021 год
- 19/04/2021 – СГБ опубликовала доклад о внутренних и внешних угрозах за 2020 год
Источник: civil.ge