Серию бесед с министрами иностранных дел стран-партнеров Грузии «Civic Georgia» продолжает с интервью с министром иностранных дел Литвы Кястутисом Будрисом. Литва последовательно поддерживала Грузию на ее трудном пути после восстановления независимости и не боялась выражать свою «твердую любовь». На фоне общей истории двух стран — сопротивления советскому и российскому господству, евроатлантической интеграции и контактов между народами — Литва стала одним из самых активных защитников интересов Грузии в ЕС и НАТО. Однако, по мнению местных и международных наблюдателей, усиление репрессий, ускоренное принятие репрессивных законов и подавление общественных протестов свидетельствуют о дальнейшем укреплении авторитаризма в Грузии. Мы попросили министра высказать свое мнение о текущих событиях в Грузии, состоянии двусторонних отношений, европейской безопасности и других вопросах.
«Civic Georgia»: Господин министр, спасибо, что нашли время для этого интервью. Грузия переживает период неопределенности и политического кризиса, который правящая партия «Грузинская мечта» по большей части игнорирует. Литва — страна, которая выразила четкую позицию относительно политики «Грузинской мечты» и демократического отката Грузии как посредством публичных заявлений, так и путем введения санкций в отношении ответственных лиц, включая основателя «Грузинской мечты» Бидзину Иванишвили. И хотя бремя защиты демократии ложится на плечи грузин, что еще, по вашему мнению, Литва и ЕС могут сделать, чтобы помочь спасти демократию в Грузии?
Я твердо убежден, что демократия, уважение верховенства закона и прав человека имеют решающее значение для безопасности и стабильности в Грузии и регионе. Литва всегда поддерживала демократические реформы и европейские устремления Грузии. Вот почему мы обеспокоены откатом демократии в Грузии, включая сокращение гражданского пространства посредством различных законодательных инициатив, применения силы против мирных протестующих и подавления свободных СМИ и оппозиции. Конечный результат будет плохим для Грузии и мечтаний грузинского народа.
Точнее, нынешняя ситуация является результатом решений властей Грузии. В декабре 2023 года Грузия была в одном шаге от начала переговоров о вступлении в ЕС после того, как Европейский совет предоставил ей статус кандидата. Однако власти решили остановить движение к присоединению. Таким образом, растущий разрыв между ЕС и Грузией является политическим выбором руководства «Грузинской мечты», и со временем преодолеть этот разрыв будет все сложнее.
Жесткие действия грузинских правоохранительных органов еще больше усугубили ситуацию. То, как обращались с мирными протестующими на улицах Тбилиси, несовместимо с европейскими стандартами. Тот факт, что так много протестующих были задержаны по ложным обвинениям, свидетельствует о переходе от угрожающих высказываний к угрожающим действиям. Без контроля это приведет лишь к еще большему насилию. Литва, Латвия, Эстония и другие европейские страны ввели санкции в отношении должностных лиц, причастных к этому полицейскому произволу, и требуют привлечения их к ответственности. И конечно же, мы требуем немедленного освобождения всех задержанных участников протеста.
Президент Грузии Саломе Зурабишвили недавно посетила Вильнюс и, выступая в Сейме Литвы, заявила, что Грузия сталкивается с «экзистенциальным вызовом», поскольку правящая партия разрушает демократические институты. Она призвала Европу действовать быстро, пока Грузия не попала под влияние России, поскольку последствия выйдут за пределы Грузии. Она также заявила, что кризис в Грузии является стратегическим испытанием для Европы. Согласны ли вы с этой оценкой?
Я не только согласен. У меня была возможность представить его оценку на последнем заседании Совета ЕС по иностранным делам. На той встрече я выступал от имени всех трех министров стран Балтии.
Многие текущие законодательные инициативы в Грузии, а также риторика о влиянии «иностранных агентов», «глубинного государства» или «партии глобальной войны» кажутся скопированными из российского учебника. Я не могу указывать грузинским законодателям, что должно быть в их повестке дня. Мы не говорим хозяину, что должно быть на столе. Но если блюдо, которое вам подали, пахнет русским, имеет русский вкус и выглядит так, будто оно с русской фермы, есть большая вероятность, что вместо фантастического грузинского шашлыка вам подадут что-то другое.
Опросы показывают, что более 80% грузин хотят, чтобы Грузия стала членом ЕС. Конституция Грузии устанавливает полную интеграцию в ЕС и НАТО как национальную цель страны. Люди уже почти 140 дней находятся на улицах, отстаивая эту цель. Я считаю, что именно эта часть меню представляет собой настоящий вкус.
Литва продолжит поддерживать грузинский народ и интеграцию Грузии в европейские и евроатлантические структуры.
Литва была одним из самых ярых сторонников Грузии. У нас были поистине уникальные отношения, основанные на общем историческом опыте подчинения Россией, общих угрозах и, что самое главное, общих ценностях. Как бы вы оценили нынешние двусторонние отношения между Грузией и Литвой?
Литва долгое время поддерживает Грузию. Свобода и независимость не были само собой разумеющимися для наших народов. Наши страны находятся по соседству с одной и той же империалистической державой. Нам пришлось упорно бороться и заплатить высокую цену за свободу.
Наша солидарность с Грузией проверена временем и доказана. Когда в 2008 году российские войска находились под Тбилиси, друзья Грузии, включая президента Валдаса Адамкуса, поддерживали грузинский народ.
Несмотря на все трудности, Литва по-прежнему готова поддерживать Грузию в укреплении демократии, верховенства закона и ее европейской интеграции. Литва продолжит поддерживать реформы в Грузии ради ее процветающего, безопасного и европейского будущего. В долгосрочной перспективе мы искренне хотим видеть Грузию полноправным членом Евросоюза и НАТО.
В то же время мы ожидаем от грузинского бизнеса проявления ответственного отношения и неучастия в различных схемах по обходу санкций против России. Важно, чтобы российская военная машина теряла ресурсы — это критически важно не только для Украины, но и для Грузии.
Как вы оцениваете будущее НАТО, учитывая углубляющийся раскол между Европой и США, а также намеки президента Трампа на то, что США не будут безоговорочно поддерживать членов НАТО, которые не тратят свою долю на оборону, когда речь идет о статье 5?
Приверженность стран-союзниц НАТО принципам НАТО и коллективной обороны остается сильной. Мы готовы совместно защищать каждую пядь альянса.
Мы согласны с тем, что европейские союзники должны взять на себя больше ответственности за нашу общую безопасность. Европейцы становятся активнее: в прошлом году их расходы на оборону выросли на 20%. Генеральный секретарь НАТО подтвердил приверженность США сильному НАТО после встречи с президентом Трампом. Прочный трансатлантический альянс остается основой НАТО и нашей коллективной обороны. Литва вносит свой вклад в этом направлении. В этом году мы достигнем 4% ВВП, второго по величине показателя в НАТО, а в следующем году мы достигнем рекордных показателей, и наши расходы на оборону превысят 5%.
90% населения Литвы поддерживают НАТО.
Ваш предшественник Габриелюс Ландсбергис, недавно посетивший Грузию, заявил, что «Соединенные Штаты заявили о своем соответствии с интересами России» и что он опасается, что Европа «потеряла веру в свою способность что-то изменить» в Грузии, Украине и других странах. Разделяете ли вы эту точку зрения? Если да, то что может восстановить это доверие, и что Литва делает для этого?
Я не должен комментировать возможные изменения в позициях новой администрации США. Очевидно, что мы, Европа, должны взять на себя больше ответственности за поддержание собственной безопасности и либеральной демократии.
ЕС уже предпринял важные шаги для обеспечения безопасности и обороны Украины и самого себя. Стабильность Восточного партнерства является ключевым интересом для ЕС. Ключевыми факторами здесь являются демократия, уважение верховенства закона и прав человека. Политика сегодняшней власти отдаляет Грузию от Европы. Это открывает путь деструктивному влиянию России. Понимая это, мы поддерживаем более активную роль ЕС в поддержке проевропейских реформ, гражданского общества и СМИ Грузии.
Судя по всему, Россия не намерена прекращать боевые действия против Украины, несмотря на переговоры о прекращении огня. «Коалиция желающих» собралась в Париже 27 марта. Какую роль, по вашему мнению, будет играть эта коалиция, и насколько важными, по вашему мнению, будут контуры будущего мирного соглашения между Россией и Украиной для Европы и мира?
Безопасность Европы и региона в целом, включая Южный Кавказ, зависит от исхода агрессии России против Украины. Конечная цель — не просто остановить войну, а навсегда положить конец российской империалистической агрессии; Поэтому мы осторожны по поводу «быстрого мирного соглашения».
В ходе продолжающихся мирных переговоров крайне важно обеспечить политическую поддержку Украины и одновременно увеличить военную поддержку для укрепления ее позиций. Необходимо оказать давление на Россию, чтобы она согласилась на немедленное, полное и безоговорочное прекращение огня и отказалась от своих необоснованных требований. Только при этих условиях могут начаться содержательные переговоры по достижению всеобъемлющего мирного соглашения. В настоящий момент мы вновь наблюдаем, как Россия цинично нарушает режим прекращения огня с момента его объявления. Похоже, Россия на самом деле не заинтересована в мире.
Мы подчеркиваем, что любое значимое мирное соглашение должно сохранять суверенитет и территориальную целостность Украины, обеспечивая при этом надежные долгосрочные гарантии безопасности — как военные, так и невоенные. Членство в НАТО, несомненно, стало бы самой надежной гарантией безопасности Украины, в то время как ускоренное вступление Украины в ЕС к 2030 году является важнейшей «мягкой» гарантией безопасности, которая обеспечила бы долгосрочную стабильность как для Украины, так и для Европы.
В то же время мы должны продолжать ужесточать санкции против военной экономики России, изолировать Россию на международном уровне и нейтрализовать ее влияние в наших странах, включая Грузию, где Россия давно стремится подорвать суверенитет и стабильность как прямыми, так и косвенными средствами. Мы не собираемся возвращаться к «обычному поведению» с Россией.
Что касается Коалиции желающих, она играет важную роль в укреплении позиций Украины на мирных переговорах и за их пределами. Увеличение военной помощи Украине имеет решающее значение для успеха коалиции, поскольку это улучшает позицию Украины на мирных переговорах, оказывает давление на Россию и помогает устранить критические пробелы в обороне, которые в противном случае привели бы к развертыванию военных сил в стране. Значимое участие в коалиции требует срочного предоставления усиленной военной поддержки, а также потенциального вклада в обеспечение долгосрочных гарантий мира и безопасности.
Президент Литвы Гитанас Науседа принял участие в заседании коалиции 27 марта, где он подчеркнул, что любое соглашение о прекращении огня должно включать надежные гарантии безопасности Украины и что любое мирное соглашение должно включать размещение европейских сил в Украине. Он также подчеркнул, что укрепление Вооруженных сил Украины и сохранение военной поддержки имеют решающее значение для сдерживания России, и что переговоры на российских условиях представляют прямую угрозу архитектуре европейской безопасности.
Источник: civil.ge