Журналист и телеведущий Васил Иванов-Чиковани сообщил, что 4 февраля он был отстранен от участия в шестичасовой информационной программе «Моамбе» на Первом канале Общественного вещателя Грузии. Руководство Общественного вещателя объяснило это решение способом избежать «напряженной и нездоровой рабочей среды». Решение вещателя уже вызвало критику со стороны местных правозащитных организаций, включая Ассоциацию молодых юристов Грузии и Коалицию по защите прав СМИ, которые обвиняют общественный вещатель в политической предвзятости и рассматривают его решение как попытку заставить замолчать объективную журналистику.
В заявлении ОВГ говорится, что для того, чтобы «избежать риска создания/ухудшения существующего и возможного будущего дискомфорта среди сотрудников, напряженной и нездоровой рабочей обстановки», необходимо было принять это решение «до нормализации текущей сложной ситуации».
Иванов-Чиковани резко раскритиковал предполагаемое влияние председателя Правления Общественного вещателя Васила Маглаперидзе на редакционную независимость вещателя.
Он открыто выражал поддержку находящемуся в заключении основателю «Батумелеби» Мзии Амаглобели после того, как та начала голодовку в тюрьме, и начинал свои выпуски новостей со слов поддержки Амаглобели.
Иванов-Чиковани давно обвиняет ОВГ в невыполнении своей задачи по служению общественным интересам. Это особенно касалось освещения проевропейских протестов в Грузии. Ведущий заявил, что тесные связи Маглаперидзе с правящей партией подрывают независимость вещателя, добавив, что редакционная политика не отвечает «требованиям, существующим в обществе». Ранее Маглаперидзе был заместителем председателя «Грузинской мечты».
Иванов-Чиковани выступил против Маглаперидзе по поводу его чрезмерного редакционного контроля, отметив, что на канале «голос народа не слышен». По его словам, причиной предвзятого отношения вещателя к правительству является именно политическое прошлое председателя совета.
Напряженность вокруг Общественного вещателя сохраняется уже несколько недель. Телекомпанию обвиняют в отсутствии редакционной независимости и недостаточном освещении текущих событий в стране. В декабре 2024 года протестующие даже потребовали доступа к прямым трансляциям, чтобы противостоять контролируемым государством нарративам, что еще больше усилило недоверие к вещателю.
Васил Иванов-Чиковани — не единственный журналист, высказавшийся о проблемах на вещателе. 3 февраля на заседании Правления Общественного вещателя директор Первого канала Каха Меликидзе публично заявил, что ему, объявлен выговор за показ кадра с президентом Саломе Зурабишвили во время футбольного матча Грузия-Греция 26 марта вместе с другими политиками. Когда он спросил о причине, ему ответили: «может ты думаешь, что мы снова на Общественном вещателе? Мы зависим от Парламента, финансирование прекратится, у нас будут проблемы».
Еще один журналист раскритиковал вещатель за то, что во время освещения инцидента, когда два журналиста канала ОВГ получили увечья на проевропейской акции протеста 29 декабря, канал даже не упомянул, что они пострадали от резиновых пуль полиции.
Журналисты также раскритиковали руководство канала за недостаточное освещение темы Мзии Амаглобели, находящейся в заключении директора издания «Батумелеби»/«Нетгазети».
Отклики местных правозащитных организаций
Коалиция за адвокацию медиа решительно осудила решение Общественного вещателя от 4 февраля, отметив, что это решение направлено на то, чтобы «заставить замолчать объективного, беспристрастного журналиста и его коллег, которые активно поддерживают европейский путь страны». Коалиция выражает солидарность с Василом Ивановым-Чиковани и заявляет, что вещатель не выполняет «свои законодательные обязательства, неполно освещает происходящие в стране процессы, предвзято относится к «Грузинской мечте» и не способствует процессу евроинтеграции страны». Коалиция возлагает ответственность за события, произошедшие на телеканале, на председателя Совета попечителей Васила Маглаперидзе и директора Тинатин Бердзенишвили и заявляет, что «вышеупомянутые лица, а также другие сотрудники телеканала и находящиеся под их влиянием члены Совета попечителей намеренно пытаются заглушить объективные голоса в эфире и распространяют пропаганду в пользу Бидзины Иванишвили и «Грузинской мечты».
Коалиция призывает международные организации, в том числе Европейский вещательный союз (EBU), выразить свою позицию относительно происходящих на Общественном вещателе Грузии процессов, «в частности, относительно действий Васила Маглаперидзе и Тинатин Бердзенишвили, которые неоднократно уличались в цензуре и пропаганде».
Между тем, Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ) 5 февраля заявила, что меры, принятые в отношении Васила Иванова-Чиковани, «напрямую связаны с его публичной позицией». По данным АМЮГ, Общественный вещатель «не может гарантировать свою независимость и свободу от государственных ведомств, и он полностью находится под политическим влиянием правящей партии».
«Несмотря на то, что независимость Общественного вещателя является частью свободы слова в Конституции Грузии, сам Общественный вещатель преследует своего сотрудника Васила Иванова-Чиковани именно за выражение иного мнения», — заявляет организация, — «Использование «Грузинской мечтой» Общественного вещателя в своих целях является неконституционным, и также неприемлемо, чтобы исходя публичного мандата Общественного вещателя он отдавал предпочтение какой-либо позиции или поддерживал какую-либо политическую партию».
По теме:
- 30/01/2025 – На фоне продолжающихся протестов руководство ОВГ подверглось критике
- 18/12/2024 – Администрация президента: ОВГ не информирует общественность полноценно и объективно о президенте
- 03/12/2024 – Сотрудники ОВГ не согласны с решением «Грузинской мечты» и называют канал предвзятым
- 22/12/2023 – Медиакоалиция критикует Общественный вещатель за утерю независимости
- 18/12/2023 – ОВГ закрыл телепередачи по причине изменений в правилах финансирования
Источник: civil.ge