Правительство «Грузинской мечты» в новом постановлении, опубликованном 31 января, добавило «дороги международного и внутреннего значения» в список объектов стратегического и особого значения, что существенно изменило законодательную среду для акций протеста. Решение было принято 2 февраля в преддверии запланированной массовой акции протеста на въезде в Тбилиси. Тем временем 1 февраля полиция провела обыски в домах нескольких активистов, участвовавших в протестах, в том числе у членов фейсбук-группы «Даитове» Ильи Глонти, Кристины Ботковели (она же Нэнси Воланд) и Исако Девидзе, участника группы «Упрямые». Глонти и Ботковели были задержаны полицией.
Постановление «Об утверждении перечня объектов стратегического и (или) особого значения», подписанное премьер-министром от «Грузинской мечты» Ираклием Кобахидзе, было опубликовано в «Законодательном вестнике» и вступило в силу сразу после опубликования.
Решением правительства «Грузинской мечты» внесены изменения в постановление № 361 от 23 октября 2024 года, устанавливающие критерии определения стратегических и/или особо важных объектов. Благодаря недавним изменениям автодороги в Грузии, особенно автомагистраль Тбилиси-Сенаки-Леселидзе, теперь подпадают под ту же законодательную базу, что и объекты вещания и связи.
Согласно статье 222 Уголовного кодекса, захват или перекрытие этих дорог карается исправительными работами или лишением свободы на срок до 2 лет. То же действие карается лишением свободы на срок до 4 лет, если оно совершено «в группе» или «более одного раза».
Это решение вызвало протесты и рассматривается как попытка подавить протестное движение, направленная на то, чтобы помешать проведению запланированной на 2 февраля акции протеста.
Критики утверждают, что изменения направлены на подавление общественного сопротивления. Тамта Микеладзе, директор Программы политики равенства Центра социальной справедливости, отмечает, что поправка представляет собой продолжение криминализации протеста в Грузии. «Совершенно очевидно, что подобные действия «Грузинской мечты» и экстренное внесение вчера поправок в постановление, направлены на то, чтобы запугать граждан путем принятия уголовного закона и заставить их отказаться от реализации права на собрания, предусмотренного Конституцией», — сказала Микеладзе. По ее словам, «внесение изменения в постановление за 2 дня до объявленного протеста также создает проблему для граждан в плане правильного понимания закона».
Другой эксперт по правовым вопросам Гуро Имнадзе также раскритиковал решение правительства «Грузинской мечты», заявив, что оно является прямым ответом на растущие протесты. «Правительство боится протестов, активистских групп, и из-за этого страха оно готово легитимировать все признаки авторитаризма», — сказал он. «Протестам нужно больше гибкости, креативности и оперативности. В условиях авторитарного правления любое действие может иметь очень высокую цену. Вот почему наши шаги должны быть спланированы очень стратегически, творчески и оперативно, чтобы мы не отставали постоянно на несколько шагов».
Уже 66 дней подряд граждане Грузии протестуют против решения правительства «Грузинской мечты» приостановить процесс вступления в ЕС до 2028 года. Более подробную информацию можно найти в нашем новостном блоге.
По теме:
- 30/12/2024 – Михаил Кавелашвили подписал репрессивные законы
- 12/12/2024 – АМЮГ критикует новые законодательные изменения и предупреждает об упадке демократии
Источник: civil.ge