23 декабря наблюдательная миссия Международного республиканского института (IRI) СШа опубликовала итоговый доклад о состоявшихся 26 октября парламентских выборах в Грузии, согласно которому выборы были с «фундаментальными недостатками». Итоговый доклад включает основные выводы и рекомендации организации. «Судя по выводам миссии и событиям после выборов, только новые выборы смогут восстановить доверие общества к легитимности правительства», — заявил президент IRI Дэниел Твининг.
Неравные условия и злонамеренное использование государственных ресурсов
Согласно отчету IRI, передача функций проверки пожертвований политических партий и вопросов финансирования избирательной кампании от Службы государственного аудита Антикоррупционному бюро, руководителя которого назначает премьер-министр, создало ненадежную среду, в которой Антикоррупционное бюро может быть использовано против оппозиционных объединений.
Поправки к Органическому закону Грузии «О политических объединениях граждан», запрещающие партиям получать пожертвования от юридических лиц и формировать предвыборные блоки, вынудили кандидатов выйти из своих партий в случае объединения в единый список. Учитывая избирательный порог в один процент, необходимый для получения государственного финансирования, эти изменения ослабили мотивацию небольших партий объединяться и бороться за мандаты.
Согласно документу, толкования правил СМИ, ограничивающих предоставление бесплатного эфирного времени партиям, и формулы распределения бесплатного эфирного времени снизили возможности оппозиционных партий общаться с избирателями. «Грузинская мечта», имевшая значительное финансовое преимущество, оказывала влияние на несколько СМИ, чтобы занять доминирующее положение в политическом нарративе. Правящая партия также использовала финансируемые государством мероприятия для продвижения кандидатов в депутаты. Кроме того, государственные ресурсы использовались для мобилизации публичных служащих и социально-экономически незащищенных групп населения для участия в партийных митингах, тем самым увеличивая давление на публичных служащих с целью заставить их участвовать в партийной деятельности. Кроме того, как сообщается, «Грузинская мечта» начала широкомасштабную кампанию по сбору данных граждан, предположительно с использованием государственных ресурсов, что нарушило конфиденциальность избирателей. Такие действия правительства создавали неравные условия и нарушили справедливость выборов», — говорится в документе.
Преследование гражданского общества и оппозиционных партий и систематическое запугивание избирателей
В заявлении о миссии организации говорится, что предвыборный период был мирным, хотя наблюдались широкомасштабные и систематические политические запугивания и принуждения, особенно в сельских районах и регионах проживания этнических меньшинств. Неэффективность институциональной защиты поставила под угрозу способность гражданского общества, оппозиционных партий и граждан осуществлять свободу слова и выражения мнений. Тактика запугивания, такая как принудительное изъятие удостоверений личности избирателя, усиливалась по мере приближения выборов.
Наличие видеокамер на избирательных участках в день выборов и использование специальных ручек, нарушивших тайну голосования, усиливали страх у избирателей. «Эти факторы подорвали доверие к избирательному процессу и защите основных политических прав», — говорится в докладе.
Захват избирательных и судебных институтов государством
Организация утверждает, что захват государством избирательных и судебных институтов еще больше снизил доверие к избирательному процессу в Грузии. Изменения, произошедшие в Центральной избирательной комиссии (ЦИК), поставили под сомнение независимость этой структуры в обществе. Такие, как, например, отстранение заместителя председателя ЦИК, выдвинутого оппозицией, и снижение внутренних барьеров для жеребьевки, что усилило подозрения в предвзятости ЦИК.
«Кроме того, оспариваемое постановление ЦИК, которое предусматривало назначение членов избирательного участка неделей ранее и которое было поддержано судом, вызвало резкую критику, поскольку это решение давало правящей партии возможность влиять на процессы. Хотя электронный и механический подсчет голосов прошел, как и ожидалось, никакой реакции на недостатки в процессе голосования не последовало. Недостаточное реагирование следственных органов, предвзятое правосудие и недостаточные механизмы разрешения избирательных споров еще больше снизили доверие к процессу и способствовали отрицанию результатов выборов», — говорится в документе.
Публичное неприятие результатов выборов
В документе отмечается, что предвыборный период и день выборов характеризовались масштабными нарушениями, что подорвало доверие к процессу. «Наблюдение выявило целый спектр сложных тактик давления на избирателей и манипулирования результатами. Среди них была коварная дезинформационная кампания, направленная на получение данных об избирателях, давление на них, контроль и нарушение тайны голосования», — говорится в докладе организации. «Ко всему этому добавлялись недобросовестные действия, осуществленные в день выборов, которые включали в себя скоординированную работу по слежке за избирателями, принуждение, подкуп голосов, т.н. «карусель», нарушение тайны голосования, препятствование процессу подсчета голосов и создание препятствия местным наблюдателям. Неэффективные механизмы разрешения избирательных споров еще больше обострили напряженность, которая после выборов переросла в долгосрочную нестабильность».
«Демократический принцип, согласно которому общество должно признавать результаты выборов, необходим для стабильности и легитимности демократии любой страны, но это требует доверия к институтам и избирательному процессу. Широкое общественное недоверие и неприемлемость результатов ставят под сомнение легитимность результатов выборов», — говорится в документе.
Выводы IRI
Согласно докладу, парламентские выборы выявили «снижение здоровой политической конкуренции». По заключению миссии IRI, «ряд факторов серьезно подорвали процесс и вызвали серьезные сомнения в надежности выборов». Миссия подчеркивает острую необходимость проведения «последовательных и всеобъемлющих» избирательных реформ для устранения недостатков в правовой, административной и институциональной базе избирательного процесса.
В заявлении миссии IRI выражается «интерес и энтузиазм международного сообщества в отношении заслуживающих доверия, инклюзивных и прозрачных выборов в Грузии». Миссия призывает власти Грузии «принять во внимание проблемные вопросы, связанные с легитимностью властей со стороны гражданского и международного сообщества, которые возникли в результате выборов».
В долгосрочной перспективе IRI подчеркивает, что Грузии следует уделить приоритетное внимание реформам, которые «укрепят независимость избирательной администрации, правоохранительных органов и судебной власти; Это будет способствовать свободе СМИ и созданию более инклюзивной и открытой политической среды. Решение этих проблем имеет решающее значение для демократического прогресса Грузии, более тесной интеграции с Европой и, в итоге, для обеспечения того, чтобы выборы были истинным выражением воли народа».
«Парламентские выборы в Грузии в 2024 году не вызывают доверия в глазах ее граждан и представляют собой еще одну печальную главу в борьбе страны за свободу и демократическую подотчетность», — заявил президент IRI Дэниел Твининг, — «Институты Грузии, включая Центральную избирательную комиссию, судебную систему и государственную бюрократию, действовали как филиал правящей партии, вместо того, чтобы быть независимыми и беспристрастными. Судя по выводам миссии и развитию событий после выборов, только новые выборы смогут восстановить доверие общества к легитимности правительства».
Исходя из цели «защиты демократии в Грузии», доклад включает 31 рекомендацию, среди которых — отмена закона об «иностранных агентах». Другие рекомендации касаются избирательного законодательства и конкуренции, проведения выборов, надзора, технологий и открытых данных.
По теме:
- 20/12/2024 – БДИПЧ/ОБСЕ опубликовало итоговый отчет по парламентским выборам 26 октября
Источник: civil.ge