Генеральный секретарь Совета Европы Алан Берсе завершил свой трехдневный визит в Грузию состоявшейся 20 декабря пресс-конференцией, на которой сообщил, что получил обещание от властей «Грузинской мечты» о создании рабочей группы для внесения поправок в закон об иностранных агентах. За заявлением сразу же последовала критика со стороны президента Саломе Зурабишвили, представителей организаций гражданского общества и лидеров оппозиции. Они подчеркивают, что проблема не в самом законе, а во власти российского типа.
- 20/12/2024 – Алан Берсе: «Грузинская мечта» пообещала внести поправки в закон об иностранных агентах
Реакция президента
Свое мнение на эту тему президент Саломе Зурабишвили высказала после встречи с генеральным секретарем Совета Европы и его делегацией. Она подчеркнула, что они, похоже, «немного растеряны» и «не совсем понимают ситуацию».
Президент заявила, что в ходе встречи она подчеркнула, что у Алана Берсе нет «мандата» «назначать некую комиссию совместно с никем не признанной властью… кого волнует вопрос изменения или не изменения «российского закона»».
Зурабишвили подчеркнула, что представители «Грузинской мечты» не только обманули делегацию Совета Европы, но и убедили генерального секретаря в том, что они вступают в «конструктивный диалог», а через несколько минут сделали «провокационные заявления» о награждении высших должностных лиц МВД орденами за заслуги.
Президент отметила, что данная ситуация является еще одним примером действий «российских властей», которые пытаются прибегнуть к формальностям, таким как изменение закона, чтобы подавить голос народа и положить конец протестам. Президент подчеркнула, что единственный выход из кризиса – новые выборы.
Отзывы ОГО
Руководители местной НПО раскритиковали заявление генерального секретаря Совета Европы:
Нона Курдованидзе, Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ): «Главный консультативный орган Совета Европы, Венецианская комиссия, однозначно заявила о российском законе, что этот закон изменению не подлежит, он должен быть отменен. Никакой рабочий процесс не может облагородить этот закон, его необходимо отменить. Однако нынешний кризис не решить отменой этого закона. Формат, озвученный генеральным секретарем Совета Европы, не может исправить систематическую практику пыток и безнаказанности».
Тамта Микеладзе, Центр социальной справедливости: «Российский закон не подлежит облагораживанию. По парадигме он с самого зародыша антидемократический закон, и именно это сказала Венецианская комиссия. Ни одна организация не имеет мандата на облагораживание режима, когда людей пытают на улицах, мучителям обещают вешать почетные медали, а мы каждый день получаем угрозы более жесткого авторитаризма».
Нино Долидзе, Международное общество за справедливые выборы и демократию: «Вчера вместе с представителями партнерских гражданских организаций я встретилась с генеральным секретарем Совета Европы. Наш разговор шел о текущих процессах в стране, о наиболее серьезных нарушениях прав человека и политическом кризисе. Также с нами были пострадавшие люди, которые говорили и делились своими историями. Российский закон на этой встрече вообще не обсуждался, и говорить об этом законе было не в наших интересах. Сегодня в стране очень серьезный политико-правовой кризис, и общество четко сформулировало два конкретных требования».
Баиа Патараия, Сапари: «Хочу, чтобы вы все знали, что вчера в разговоре с Берсе неправительственные организации ни разу не упомянули ни о российском законе, ни об его отмене. Мы говорили о пытках и массовых нарушениях прав и озвучивали наши требования без изменений: свободу политзаключенным; новые выборы в Грузии! Мы не собираемся обсуждать никакие российские законы! Нелегитимный и жестокий режим должен завершиться!».
Отклики оппозиции
Лидер партии «За Грузию» Георгий Гахария написал в Facebook: «Думаю, Иванишвили и ему обещал вице-премьерство». Он имел в виду решение правительства «Грузинской мечты» назначить попавшего под санкции министра внутренних дел Вахтанга Гомелаури третьим вице-премьером.
Похожий саркастический тон можно наблюдать и в посте в Facebook Тины Бокучава, лидера «Единства – Национального движения»: «Садись, двойка».
Ника Гварамия, один из лидеров «Коалиции за перемены», заявил, что «нельзя торговать пленными и говорить о каких-то реформах с нелегитимной бандой, обличенной в организации конституционного переворота и пытках людей». «Особенно для тех, кто переживал, почему наша коалиция не пришла на встречу. Еще хочу всем напомнить: «Шарля Мишеля 2» не будет. Нельзя вести переговоры с террористами. Договариваться не о чем: только новые выборы. Это сказано и не должно быть пересмотрено», — сказал он.
Представитель коалиции «Сильная Грузия» Ана Нацвилишвили заявила, что требования неизменны: «Безусловная свобода политзаключенным и новые, справедливые выборы». «После российского закона было пересечено еще очень много красных линий — 26 октября, потом 28 ноября, потом каждый день и ночь после 28 ноября, изменение одного российского закона, даже его отзыв, уже не изменит этого… Я не собираюсь перешагивать через сломанные кости и сожженные нервы моих сограждан. Нет российской власти!», — написала Нацвлишвили.
По теме:
- 20/12/2024 – Генеральный секретарь Совета Европы находится с визитом в Грузии
Источник: civil.ge