Принятый в сентябре «Грузинской мечтой» гомофобный и трансфобный закон «О защите семейных ценностей и несовершеннолетних» вступает в силу 2 декабря.
Репрессивный закон, принятый в рамках пропитанной ненавистью предвыборной кампании «Грузинской мечты», налагает ряд ограничений на свободу слова и собраний для представителей нетрадиционной сексуальной ориентации, запрещает операции по смене пола и юридические процедуры признания пола, подтверждает запрет на однополые браки и вводит цензуру в СМИ и в сфере образования.
Закон запрещает усыновление и воспитание детей представителями ЛГБТ, приравнивает инцест к гомосексуальности и, в дополнение к уже незаконным однополым бракам, запрещает другие альтернативные формы гражданского союза между негетеросексуальными парами. Закон также объявляет 17 мая Днем святости семьи и уважения к родителям — государственным праздником. Дата была выбрана Грузинской Православной Церковью намеренно, чтобы совпасть с Международным днем борьбы с гомофобией, трансфобией и бифобией, который отмечается в тот же день во всем мире.
Закон «отражает драконовские меры, принятые в путинской России за последнее десятилетие, законы, специально разработанные против критиков режима и сообщества ЛГБТКИ+, и одновременно служащие инструментом гибридной войны для подрыва демократических институтов за пределами России», — говорится в заявлении, посвященном вступлению закона в силу, от грузинской группы квир-активистов «Тбилиси Прайд».
По мнению группы, «фундаментально репрессивный, фашистский закон» «призван укрепить их власть, институционализировать репрессии и кардинально изменить геополитическую траекторию нашей страны».
Закон вступает в силу примерно через месяц после того, как официальные результаты выборов, которые многие считают сфальсифицированными, принесли «Грузинской мечте» уверенную победу, и на фоне протестов, бушующих на улицах Грузии после заявления партии о заморозке процесса вступления страны в ЕС.
«Популяризация» и цензура
Принятие последовало за интенсивной конспирологической риторикой лидеров «Грузинской мечты» и проправительственных СМИ о так называемой «ЛГБТ-пропаганде», которой, по их утверждениям, заражены западные страны, и намеками на то, что принятие этой «пропаганды» было одним из условий для вступления Грузии в ЕС.
Закон особенно нацелен на трансгендерных людей, лишая их права на хирургические и юридические процедуры смены пола, в дополнение к общим ограничениям свободы слова и собраний. На следующий день после принятия закона Парламентом Кесария Абрамидзе, известная грузинская трансгендерная женщина и модель, была зверски убита своим бывшим парнем, нанесшим ей десятки ножевых ранений.
- 19/09/2024 — На фоне принятия антиЛГБТ-законодательства убийство трансгендерной женщины вызвало острые протесты
Однако законодательство и его неясные положения также оставляют достаточно места для более широких репрессий, в том числе в отношении СМИ и академических кругов. Оно ограничивает популяризацию «отнесения людей ни к одному из биологических полов и/или к полу, отличному от их биологического пола», а также «популяризацию» однополых отношений «или инцеста» вещателями (телевидением и радио), в рекламе, на всех уровнях образования, включая университеты, и в прямом общении с несовершеннолетними. Это включает цензуру интимных сцен однополых пар во время трансляции «творческих произведений». Собрания и демонстрации с аналогичными целями «популяризации» также запрещены.
Закон определяет популяризацию как действия, которые «с точки зрения объективного наблюдателя» изображают проблемы ЛГБТ в «позитивной и/или образцовой» манере. Эти положения вызвали опасения, что закон будет использован для усиления уже существующих репрессий против критически настроенных СМИ, университетов и ученых.
Вводя «объективного наблюдателя», государство «входит в университет как контролер создания, хранения и передачи знаний», — написала в Facebook 22 ноября профессор психологии Тбилисского государственного университета Марине Читашвили. «Университет как институт воспроизводства свободного мнения теряет свое предназначение».
По мнению Читашвили, понятие «объективного наблюдателя» является инструментом установления контроля над академической средой, в том числе путем устранения «нежелательных лиц», нарушающих установленные законом нормы.
Ограничения были решительно защищены Патриархией Грузинской Православной Церкви, часто считающейся одним из самых уважаемых институтов в консервативной стране. Закон был отвергнут многими западными странами, местными организациями гражданского общества и президентом Саломе Зурабишвили, которая отказалась подписать законопроект, предоставив его принятие спикеру Парламента Шалве Папуашвили.
- 08/07/2023 – Насильственные группы сорвали фестиваль «Тбилиси Прайда»
Эксперты считают, что положения законодательства противоречат основным принципам Конституции Грузии и практике Европейского суда по правам человека. Ранее Венецианская комиссия также рекомендовала не принимать гомофобные и трансфобные законы.
Этот закон был принят после вступления в силу Закона об иностранных агентах — другого репрессивного законодательного акта, аналогичным образом призванного заставить замолчать и заклеймить инакомыслие. Властям еще предстоит в полной мере применить Закон об иностранных агентах, и пока неясно, когда и насколько строго будет применяться анти-ЛГБТ-закон, но уже сейчас считается, что он наносит вред своим стигматизирующим эффектом. В стране, изобилующей гомофобией, члены квир-сообщества уже страдают от дискриминации и враждебности, а также от неоднократных препятствий в осуществлении их права на мирные собрания.
«Это фашистское законодательство уничтожит основные гражданские свободы, составляющие основу демократического общества, но в первую очередь оно уничтожит нас — настоящих людей, ваших родственников, ваших друзей, ваших сограждан», — говорится в заявлении организации «Тбилиси Прайд».
Нини Габричидзе/Civil.ge
По теме:
- 26/06/2024 – Венецианская комиссия рекомендует не принимать анти-ЛГБТК законы
- 15/06/2022 – НПО откликнулись на сюжет ТВ «Пирвели» о возможной причастности СГБ к насилию 5 июля
Источник: civil.ge