27 ноября в интервью Грузинской сети Глобального договора ООН посол Германии в Грузии Петер Фишер говорил о затягивании процесса присоединения Грузии к ЕС, отношениях Германии и Грузии, последствиях отхода Грузии от европейского пути по экономике и инвестиционной привлекательности.
Посол Фишер назвал текущее состояние германо-грузинских отношений кризисом и заявил: «мы сейчас в тупике». Он подчеркнул, что предоставление Грузии статуса страны-кандидата в члены ЕС было «знаком любви и заботы», несмотря на то, что власти Грузии не выполнили девять условий, необходимых для получения статуса. Он также отметил изменения в риторике и действиях властей Грузии, в том числе повторное инициирование закона об иностранных агентах, который, по его словам, «противоречит всему, за что выступает ЕС, поскольку ЕС основан на демократии и институтах верховенства закона». Посол также осудил принятие анти-ЛГБТ-законодательства и раскритиковал обвинения в адрес Германии и Евросоюза в том, что они пытаются втянуть Грузию в войну в Украине и пропагандируют «либеральный фашизм».
Что касается утверждения властей «Грузинской мечты» о том, что процесс интеграции в Евросоюз продолжается, посол сообщил, что в июне, а затем, в октябре, «лидеры Евросоюза решили и написали в своем решении, что процесс присоединения приостановлен».
В июне прошлого года, а затем и в октябре «лидеры Евросоюза решили и написали в решении, что процесс присоединения приостановлен. Это также записано. Здесь никто не удосуживается прочитать, но я рекомендую вам это сделать. Правительство говорит вам, что нет, ничего не приостановлено, мы (ЕС) решаем, что приостановлено, а что нет. Кандидат не решает. Итак, это приостановлено. Если спросите меня, я не вижу, чтобы Грузия вернулась на путь европейской интеграции в ближайшем будущем».
Посол также коснулся выборов 26 октября в Грузии и заявил, что «правила проведения выборов не соответствуют тому, что мы ожидаем от страны-кандидата». По его словам, «мы находимся в тупике и моменте кризиса», и «есть высокий риск того, что вы можете упустить свою возможность».
Посол Фишер также подчеркнул упущенные возможности для делового сектора Грузии из-за ограниченной интеграции в рынок ЕС, несмотря на то, что Соглашение об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле (DCFTA) действует с 2016 года. Он отметил, что экспорт Грузии в ЕС вырос лишь минимально, примерно на 2%, и это связано, прежде всего, с несоблюдением таких стандартов ЕС, как фитосанитарные правила для сельскохозяйственной продукции. Фишер подчеркнул важность соблюдения стандартов ЕС для доступа к «одному из самых процветающих рынков в мире» и предупредил, что кризис в отношениях ЕС-Грузия и застопорившаяся европейская интеграция Грузии отпугивают потенциальных инвесторов и подрывают экономический прогресс.
Он подчеркнул привлекательность структурной правовой и деловой структуры ЕС, «которую люди знают и которая надежна». «Поэтому мы делаем инвестиции в основном между собой», — сказал он, добавив, что сближение Грузии с Евросоюзом также открывает путь европейским бизнесменам в страну. Но Грузия отдалилась от ЕС, продолжил он, вызвав колебания среди иностранных инвесторов, в том числе немецких бизнесменов.
Некоторые пересмотрели или даже отозвали свои инвестиции, например, Heidelberg Cement, ушедшая с грузинского рынка. По словам посла Фишера, несоблюдение стандартов ЕС оставляет Грузию небольшим развивающимся рынком на Южном Кавказе, где желание осуществлять крупномасштабные инвестиции ограничено.
Он также предупредил, что отдаление от Евросоюза окажет негативное влияние на национальную валюту, за этим последует иммиграция молодежи, колебания цен грузинских компаний на фондовых рынках и другие факторы.
Источник: civil.ge