В то время, как до парламентских выборов осталось менее трех месяцев, правящей партии «Грузинская мечта» становится все труднее убедить своих избирателей в том, что она выполняет свое обещание по поводу интеграции страны в ЕС. Представители «Грузинской мечты» по-прежнему настаивают на том, что Грузия вступит в Евросоюз в 2030 году, но с одной оговоркой, что это произойдет «с достоинством» и на условиях «Грузинской мечты».
Ната Коридзе – управляющий редактор «Civil Georgia». Ранее она работала в статусе дипломата по вопросам интеграции НАТО и Евросоюза.
Однако западные партнеры Грузии в последнее время отказались от дипломатической деликатности и сдержанной риторики. Они прямо заявляют, что Грузия не может продолжать процесс интеграции в ЕС, пока не отменит закон об «иностранных агентах» и не изменит свой антидемократический курс.
Тем не менее, в своей нездоровой кампании «Грузинская мечта» по-прежнему настаивает на том, что Грузия станет членом ЕС к 2030 году, и в то же время усиливает свою антизападную пропаганду.
Несмотря на хорошо выстроенную пропаганду «Грузинской мечты», похоже, будет очень сложно убедить грузинский народ в том, что под руководством властей «Грузинской мечты» страна улучшит свои отношения с Западом и достигнет долгожданной цели – присоединения к ЕС, или улучшения отношений со своим стратегическим партнером, Соединенными Штатами.
Война и мир
Соответственно, «Грузинская мечта» сейчас делает ставку на запугивание грузин, чтобы они проголосовали за нее на октябрьских выборах. Основной нарратив ее кампании заключается в том, что сохранение «Грузинской мечты» у власти — единственный способ для Грузии избежать войны с Россией. Она говорит избирателям: хотите мира и стабильности — голосуйте за нас, хотите войны и хаоса — голосуйте за «коллективное Национальное движение».
В то время как оппозиция описывает выборы как выбор между Европой и Россией, «Грузинская мечта» представляет их как выбор между войной (в случае победы оппозиции) и миром (в случае победы «Грузинской мечты»).
Неотъемлемой частью этого нарратива является теория заговора о «Партии глобальной войны» – аутентичное грузинское изобретение, которое теперь можно найти даже в Википедии. Основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили в своем выступлении 29 апреля усилил и развил этот нарратив.
«Партия глобальной войны» фактически охватывает неназванные, но предположительно мощные силы в США, ЕС и НАТО, стоящие за российско-украинской войной и предположительно оказывающие давление на администрацию «Грузинской мечты» с целью втянуть Грузию в войну с Россией. Представители «Грузинской мечты» регулярно напоминают гражданам о героических усилиях властей по сопротивлению этим вредоносным силам и защите мира.
«Войну хочешь?»
Критики и оппоненты «Грузинской мечты» уже давно критикуют правящую партию за ее последовательную политику раскола с Западом и сближения с Россией. Эта политика включает в себя восстановление прямого авиасообщения с Россией, отказ присоединиться к западным санкциям против Москвы, неограниченный приток российских граждан в Грузию, поощрение восстановления экономической зависимости и торговли, отказ во въезде критически настроенным российским журналистам и активистам, недостаточная поддержка Украины и ухудшение отношений с ней и др. «Грузинская мечта» оправдывается тем, что Грузия не могла поступить иначе, опасаясь эскалации отношений с Россией.
За любой критикой политики «Грузинской мечты» в отношении России следует вопрос карикатурного характера и ставший уже «мемом»: «Войну хочешь?!». В официальных заявлениях эта фраза часто расширяется до апокалиптических подробностей того, что ждет Грузию, если она поведет себя иначе (и, конечно, если «Грузинская мечта» перестанет быть у власти).
Тень войны, несомненно, еще жива в памяти грузин: ведь со времени российско-грузинской войны прошло всего 16 лет, а напоминания о российской оккупации происходят каждый день, включая похищения людей, периодические убийства на линии оккупации, грубые нарушения прав грузинского населения, проживающего на оккупированных территориях и т.д.
Именно эта травматическая память, которую ежедневно вскармливают сообщения о зверствах и бомбардировках в Украине, делает нарратив «Грузинской мечты» еще более коварным и опасным.
Ложная дилемма
Не говоря уже о моральной стороне манипулирования вопросом войны в и без того травмированной и уязвимой стране и шантажа собственных граждан войной, насколько обоснован этот нарратив?
У Грузии множество вызовов, но сделала ли «Грузинская мечта» страну более защищенной за 12 лет своего правления? Сделала ли это страну более безопасной и устойчивой? Углубила ли отношения с партнерами Грузии, которые традиционно играли ключевую роль в повышении обороноспособности страны?
Безопасность Грузии зависит от ее стратегического сотрудничества и прочного партнерства с основными стратегическими партнерами страны – Соединенными Штатами Америки и западными организациями, такими как Евросоюз и НАТО. При ближайшем рассмотрении отношения со всеми из них ухудшились из-за резких антидемократических тенденций, усиления антизападной риторики и явного смещения геополитических предпочтений.
США
Отношения с ведущим стратегическим партнером – Соединенными Штатами Америки – упали до беспрецедентно низкого уровня.
В 2023 году США ввели санкции против нескольких грузинских судей за участие в «серьезной коррупции», что подчеркнуло серьезные проблемы в судебной системе Грузии. По мнению местных и международных наблюдателей, судебной системой управляет клан, приближенный к правящей партии. За введением санкций против судей последовало введение санкций против Отара Парцхаладзе, бывшего генерального прокурора и приближенного к Бидзине Иванишвили лица, из-за его связей с ФСБ России и содействие вредоносной деятельности России в Грузии.
Госсекретарь США Энтони Блинкен объявил о всеобъемлющем пересмотре двусторонних отношений в мае 2023 года. Госдепартамент США ввел визовые ограничения для нескольких десятков грузин из-за отката демократии в Грузии.
В настоящее время в Палате представителей и Сенате США инициированы два законопроекта – MEGOBARI и Закон о народе Грузии (GPA). Оба они предусматривают санкции и другие меры, которые будут реализованы, если власть Грузии продолжит свой антидемократический курс и преследование оппонентов.
В июле 2024 года США отложили на неопределенный срок военные учения «Достойный партнер».
Наконец, госсекретарь Блинкен объявил о замораживании 95 миллионов долларов прямой помощи правительству Грузии.
Отношения Грузии с другими западными партнерами также ухудшились. Некоторые из них, в том числе Франция и Дания, объявили о сокращении помощи.
Евросоюз
Отношения с Евросоюзом достигли исторически самой нижней отметки: невыполнение властями большинства из первоначальных 12 шагов от ЕС для получения статуса кандидата (по мнению как ЕС, так и грузинского гражданского общества, было реализовано только три шага); антизападная риторика властей Грузии; сближение с Россией (включая восстановление прямого авиасообщения и предполагаемое участие в уклонении от санкций); в 2023 году первая попытка принять закон об иностранных агентах сопровождалась массовыми протестами; отзыв законопроекта, сопровождавшийся преследованием оппонентов и критиков власти, как из политического спектра, так и из гражданского общества, – все это сыграло свою роль в этом процессе.
Статистические показатели соответствия Грузии общей внешней политики и политики безопасности ЕС ясно показывают различия с внешней политикой ЕС, что является признаком того, что Грузия и ЕС не могут прийти к согласию по многим глобальным вопросам, угрозам и подходам.
В апреле 2024 года повторное инициирование закона об «иностранных агентах» и его окончательное принятие, несмотря на массовые протесты и многочисленные предупреждения партнеров, а также возобновление нападений и репрессий в отношении оппонентов стали последней каплей в и без того напряженных отношениях между Грузией и ЕС. В июле 2024 года Евросоюз объявил, что приостановил вступление Грузии в блок и заморозил помощь Министерству обороны. 2 августа Евросоюз заявил, что рассматривает вопрос о приостановке прямой помощи властям Грузии.
НАТО
Вопрос интеграции в НАТО (а тем более членства) полностью исчез из дискурса властей. НАТО открыто критиковала власти Грузии за недостаточные демократические реформы. Кроме того, бывший премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили назвал расширение НАТО одной из причин войны России против Украины. Премьер-министр Грузии не присутствовал на двух последних саммитах НАТО. Впервые в итоговом документе Вашингтонского саммита НАТО 2024 года не упоминается формулировка Бухарестского саммита НАТО 2008 года о том, что Грузия станет членом альянса. Грузия упоминается в документе лишь один раз, и то в контексте призыва к России вывести свои вооруженные силы с территории Грузии.
Прекращение действия инициативы Страткома «Существенного пакет НАТО-Грузия» (SNGP) в марте 2024 года является лишь одним из примеров провала практического сотрудничества с альянсом. Другим примером является беспрецедентное сокращение числа заседаний комиссий НАТО-Грузия в прошлом году. Между тем, правительство в начале 2024 года заявило, что планирует построить гражданский аэропорт на территории стратегической военной базы Вазиани, что, по мнению экспертов, парализует ее нормальное функционирование. Следует отметить, что в Вазиани находится Центр боевой подготовки (CTC) Совместного центра обучения и оценки НАТО-Грузия (JTEC).
Что это означает для безопасности Грузии?
Уже давно хребтом безопасности Грузии была военная и политическая помощь Запада. Это включает в себя прямую помощь и совместные военные учения с США; сотрудничество с НАТО, в том числе в рамках Существенного пакета НАТО-Грузия, посредством участия в Черноморском диалоге по безопасности, операциях НАТО и совместных учениях; или сотрудничество с ЕС, в том числе посредством Диалога по безопасности ЕС-Грузия или Инструмента содействия миру.
В то же время в последние годы расходы Грузии на оборону в процентах от ВВП неуклонно снижаются, а это означает, что Грузия становится менее способной защитить себя и сделать так, чтобы вторжение врагу обошлось дорого.
Политика непризнания – еще один важный вопрос, успех которого обусловлен сотрудничеством с Западом. После российско-грузинской войны 2008 года западные партнеры – ЕС, США, НАТО и другие – помогали Грузии противостоять неустанным усилиям России убедить или оказать давление на страны на всех континентах с целью признания оккупированных территорий Грузии в качестве независимых государств. Их поддержка в конечном итоге обусловила несомненный успех политики непризнания.
Сейчас, когда антизападная риторика и антидемократическое поведение «Грузинской мечты» ухудшили отношения практически со всеми стратегическими партнерами, власть Грузии ставит под угрозу достижения политики непризнания. Партнеры Грузии не изменили своей позиции. Они будут продолжать поддерживать суверенитет и территориальную целостность Грузии в будущем. Однако неизбежно, что ухудшение отношений с Западом постепенно ослабит его внимание к проблемам Грузии и готовность Запада (активно) тратить свой политический и дипломатический капитал на защиту интересов Грузии, в том числе на реализацию политики непризнания.
Новоявленные партнеры
Наряду со сближением с Россией власть «Грузинской мечты» также углубила связи с Китаем и Ираном.
Наряду с восстановлением прямого авиасообщения и бесконтрольным въездом сотен тысяч российских граждан в условиях властей «Грузинской мечты» зависимость Грузии от российского рынка и углеводородов неуклонно возросла; В 2022 году импорт нефти и нефтепродуктов увеличился на 192,65%, а импорт нефтяных газов – на 30,61%. Данная тенденция роста продолжилась и в 2023 году, когда импорт нефти и нефтепродуктов увеличился на 17,3%, а импорт нефтяных газов – на 16,55%.
В то же время высокопоставленные российские чиновники хвалят власть «Грузинской мечты» за ее «здоровую» политику в отношении России и принятие закона об «иностранных агентах». На этом фоне сомнительные политические структуры, связанные с Москвой, вновь активизировали призывы к нейтралитету Грузии.
«Грузинская мечта» углубила отношения с Китаем, в том числе подписала совместное заявление о стратегическом партнерстве; Визовый режим для граждан Грузии был отменен, а победителем тендера по строительству глубоководного порта в Анаклия признан китайско-сингапурский консорциум.
Власть «Грузинской мечты» активно продолжает отношения с Ираном. Премьер-министр Грузии уже дважды посещал Иран в этом году. Члены «Грузинской мечты» заявили, что Иран не помогает России в войне против Украины, а 30 июля председатель Парламента Грузии заявил: «Во-первых, Иран не является соучастником какой-либо войны. Я не знаю, откуда вы это взяли».
Si vis pacem, para bellum
Древнейшая максима «хочешь мира – готовься к войне» явно не то, чем руководствуется власть «Грузинской мечты». Ее действия на международной арене привели к разоружению Грузии перед многовековым врагом, уже несколько раз вторгавшимся на ее территорию. Эти действия также привели к значительной изоляции Грузии, что наносят ущерб национальным интересам Грузии.
Будь то отдаление от традиционных стратегических партнеров, которые помогли в формировании грузинской государственности и системы безопасности, антизападная риторика, приостановка демократических реформ, сближение с Россией или усиление зависимости от нее – все это делает Грузию менее защищенной. И если Грузия чему-то научилась из своей истории, так это тому, что чем менее она защищена и чем меньше у нее друзей, тем больше у России искушение напасть на нее.
Единственный разумный вывод, который хорошо информированный гражданин может сделать из политики «Грузинской мечты», заключается в том, что она сделала Грузию менее безопасной, и эта тенденция будет только углубляться в будущем. Как бы власть «Грузинской мечты» ни старалась убедить граждан в обратном, бесспорно, что она совершенно не смогла укрепить безопасность Грузии за время своего 12-летнего правления.
Источник: civil.ge