Гендерные квоты в Грузии
Консультативный орган Совета Европы — Венецианская комиссия — опубликовала собственное мнение относительно решения властей Грузии об отмене гендерных квот, выразив обеспокоенность и отметив, что отмена квот повлияет на стабильность избирательного законодательства.
4 апреля парламент Грузии отменил гендерные квоты. В процессе формирования избирательных списков партия «Гирчи» выступила с инициативой отмены гендерных квот.
Исходя из законодательной инициативы Александре Раквиашвили, Яго Хвичия, Германа Сабо и Вахтанга Мегрелишвили, изменение внесено в избирательный кодекс — согласно проекту, политические партии не будут обязаны дополнять свой избирательный список в соответствии с требованиями гендерной принадлежности.
18 апреля президент Грузии Саломе Зурабишвили наложила вето на отмену гендерных квот. Парламент преодолел его 15 мая.
Что написано в заключении Венецианской комиссии
● Венецианская комиссия очень обеспокоена тем, что поправки были приняты в ускоренном порядке, без предварительных общественных консультаций и без учета опасений, высказанных президентом Грузии, Народным защитником, представителями оппозиции и гражданского общества, а также международными организациями.
● Более того, поправка, касающаяся списка кандидатов от политических партий, имеет отношение к результатам выборов, и ее принятие менее чем за год до выборов, назначенных на октябрь 2024 года, вызывает серьезные опасения по поводу стабильности избирательного законодательства. Венецианская комиссия еще раз подчеркивает, как и в ряде предыдущих заключений, что практика частых изменений избирательного законодательства в Грузии создает угрозу целостности избирательного процесса и подрывает усилия государства по укреплению демократии.
«Еще один российский закон». Подробно о том, как в Грузии собираются ограничить права ЛГБТ (и не только их)
Перед парламентскими выборами грузинское правительство всячески пытается отвлечь общество от реальных проблем
● По сути, Венецианская комиссия отмечает, что международные стандарты, в том числе Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), признают позитивные обязательства государства по обеспечению гендерного равенства – как это сделал Конституционный суд Грузии в своем решении в 2020 году.
● Несмотря на то, что каждая страна должна решить, как улучшить гендерное равенство в демократических институтах, включая парламент, было доказано, что гендерные квоты могут оказать сильное влияние на представительство женщин в парламенте и это не противоречат принципу равного избирательного права, если они закреплены конституцией.
● Цифры показывают, что представительство женщин в грузинской политике действительно увеличилось после введения обязательных гендерных квот, но необходим больший прогресс: представительство женщин в парламенте увеличилось до 19,1 процента после выборов 2020 года и до 24 процентов в местных советах после выборов 2021 года. Однако это все еще далеко от рекомендуемого европейского стандарта в 40 процентов представительства женщин или мужчин в любом органе принятия решений, политической или общественной жизни.
● Изменения 2020 года, которые установили гендерные квоты для кандидатов в парламентских и местных избирательных списках, а также финансовые стимулы для политических партий, соответствовали старым рекомендациям Венецианской комиссии, но теперь были отменены, не заменив их другими мерами, направленными на облегчение выборов для женщин-кандидатов.
«Согласно рекомендации Венецианской комиссии, правительство Грузии должно принять временные специальные меры, посредством которых будет стимулироваться рост женского представительства в парламенте и городских советах», — написано в заключении.
Гендерные квоты в Грузии
Источник: jam-news.net